ПОЛЕ ДИЗАЙН

Читайте в зеленоградском женском журнале: Новогодние рецепты

Зеленоград on-line / www.zelen.ru / городской интернет-журнал

Задай вопрос зеленоградской панк-группе 'Кролы' и выиграй приз!  Зеленоградский сервер виртуальных открыток  09.ZELEN.RU - Зеленоградский коммерческий справочник

Справочник | Работа | Знакомства | Компьютерная барахолка | ЧАТ | Каталог | Открытки | Женский журнал


содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

 

    КОНСУЛЬТАНТ
НОВОГОДНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Злобный Дед МорозНа дворе декабрь месяц и воздух насыщается идеей празднования Нового года, 2004-й раз от рождества Христова, да и само рождество по западным представлениям также в декабре. Для нашей христианской культуры - это безусловно событие, практически независящее от степени религиозности субъекта - праздник есть праздник, это уже - народное. Похожая ситуация с 7 ноября потому, что все равно его отмечают фактически все. А давайте, как психологи, порассуждаем о психологии праздников?
 
Согласно нашим опросам, Новый год и День рождения являются самыми любимыми праздниками людей. У каждого праздника есть какие-то свои образы, типажи, символы:
- 23 февраля - образ защитника, мужское;
- 8 марта - мимозы, весна, возрождение, женское;
- "Майские праздники" - 1мая: "Мир, Труд, Май!". Просто праздник по старой памяти, кусочек нашей советской культуры. 9 мая - день Победы: очень хороший праздник для развития национального самосознания, "Мы-чувство". А на самом деле - это праздник дачников, которые вскапывают грядки, производят посадку картошки и чего-то еще, обновляют потрепанное за зиму хозяйство, стремятся благоустроить землю-матушку. Психоаналитики утверждают, что огородные работы приобретают большое значение для пожилых людей потому, что они реализуют, таким образом, желание иметь детей, а заводить их уже поздно, да и ни к чему раз внуки уже есть.
- Летние праздники более легковесные: день молодежи, день России (сначала бывшим днем Независимости, не понятно от кого и чего)
- Августовские проблемы - это анти-праздник потому, что у нас в России то тонут подводные лодки, то происходят перевороты во власти, то откуда ни возьмись - дефолт, сметающий остатки хрупкого благосостояния граждан (расплата за летнее расслабление или за нарушение родительского запрета "не получай удовольствия от жизни")…
- 1сентября, "день Знаний": через школу прошли все, каждому есть что вспомнить, а родители отправляют детей в школу
- отдельная глава - религиозные праздники ("прощенное воскресение", "красная горка" и др.), которые помогают нам структурировать жизнь определенным образом: хотя бы раз в год прощать друг друга, прибрать могилку родственника…
- профессиональные праздники: день космонавта, нефтяника, танкиста для укрепления "Мы-чувства" профессионалов
- осенью как таковых праздников нет, кроме упоминавшегося 7 ноября.
Общий вывод:
- все праздники в той или иной степени поддерживают "мы -чувство"
- дают разрешение на некоторое удовольствие, т.к. их отмечают (временно отменяется табу)
- помогают структурировать существование субъектов по времени и по деятельности
- маркируют события культуры.
 
Теперь остановимся на образных новогодних персонажах. Номер 1 в рейтинге - дед Мороз, №2 - Снегурочка, его внучка. Кто ее родители, есть ли у нее бабушка? И почему о них не говорят, не упоминают каким-либо образом?
Личность Зимушки -Зимы меняется в собственном онтогенезе: в начале сезона она, по фольклорным данным, предстает в образе молодой привлекательной женщины: "Зима-красна!", затем, к февралю стареет, лютует: "Сбесилась ведьма злая!." - и на масленице сжигается ее чучело (обвинение в мистицизме - "слишком много знаешь?"). Так народная любовь эволюционирует к аутодафе.
Кем Зима приходится Снегурочке? В момент апогея - 31 декабря Зима находится в зрелом возрасте и, скорее всего, может считаться нами ее матерью. Ее (Зиму) породил ее отец - дедушка Мороз в союзе с... неизвестно с кем. Может быть, существовала пра-Зима? Но она умерла, ушла, каким-то образом, бросила деда и он растил дочь один - отец-одиночка. Во время фазы Электры (6лет) девочке Зиме не пришлось конкурировать с матерью за любовь отца, возлюбленный отец принадлежал ей целиком, вполне возможно, крошка бессознательно отгоняла женщин от Мороза и он так и не решился завести новую жену.
 
Откуда пришел "дедушка Мороз"? В кельтской культуре существует такое придание: в лесу жил злой дух - дед МОРОЗ. Чтобы его задобрить, ему приносили в жертву молодую девушку (каждый год и самую красивую). Каким образом? Ее торжественно отводили в лес и обливали водой до обледенения - так получалась Снегурочка, так венчалась магическая свадьба - убийством молодого красивого существа! Поэтому их союз скреплен навечно. Мы понимаем, что это шизофреническая логика, но так было принято, и в самых различных мифах находим и мы аналогичное поведение, например, в древнем Крите - миф о минотавре и т.д. Древние кельты после смерти девушки вспаривали ей живот и развешивали внутренности на елках - так получались "гирлянды". В елках, по их представлениях, живет злой дух - поэтому именно на елях все сие происходило (ведь он задабривался).
 
Страшно и жутко. Но после победы учения Иисуса Христа образ жутковатого деда Мороза занял святой Николай, который является одним из наиболее почитаемых святых в христианском направлении. Святой Николай не знал, что его возведут в ранг святых, и действовал бескорыстно (и если бы знал, все равно это не отразилось бы на его поведении - мы в этом уверены, на то он и святой, идеальный образ). Например, перед Новым годом он обходил окрестности Константинополя и детям из бедных семей подбрасывал подарки: какие-то вещи, которые приносили детям удовольствие (сладости, например). Так, он в народной мифологии и запомнился - под образом Деда Мороза, мы уверены, что христианство гуманизировало общество по всем направлениям и рассматриваемый нами аспект - только частное проявление.
 
Это хорошо, что Иисус победил! Даже если бы его не было, его нужно было придумать, мы считаем, что все реально - и Он тоже. Почитав Карлоса Кастанеду, вообще, переосмысливаешь реальность (но своего мнения никому не навязываем, мы просто "чувствуем правду нутром").
 
Но давайте вернемся к теме нашего психоаналитического исследования - магическая семья Деда Мороза. Одинокий отец, любимая внучка, в бессознательном отношении - жерва+не имеет права на сексуальность, на семью, она очень хорошая - женская ипостась Иисуса Христа, она - его невеста (не забывайте, мы говорим о юнгианских архитипах и бессознательном русского народа). Они веселят нас, дарят лучезарные эмоции, мы свято верим, что они - волшебники: "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино", а у них проблем "выше крыши": Христа распяли, Снегурочка тает - и не потому, что ее никто не хочет - просто ей "не положено". Кругом происходит драма, а Новый год считается №1! Все потому, что мы мало осознаем и свое поведение, и мыслительную деятельность, и свои чувства, и много проецируем - а на 90 процентов живем в своих иллюзиях. Как писал гений гештальта Фредерик Перз [Внутри и вне помойного ведра, М., 1996]: " Мы все смотрим в зеркала, а думаем, что смотрим наружу". 
 
Подведем итоги: В отношениях мифических персонажей положена основа семейной драмы: дед Мороз - одинок (и не имеет права выбора, а его лишает этого права дочь, либидо не находит разрядки), Снегурочка - фригидна или,так или иначе, ей не положено быть с мужчиной - это одиночество по жизни и навсегда (суровый и бессознательный приговор), но она составила его сама: она отобрала свободу сексуального выбора у папы (это его ответственность), и Снегурочка сама не имеет выбора - она действует по программе, благословленной обществом. Личная жизнь ни у кого из персонажей не сложилась, в "СССР секса - нет".
Папа Снегурочки - неизвестное лицо, и с этим приходится смириться, может, он умер, как жена деда Мороза? Тогда почему все умирают? Видимо, есть расширенный вариант сказки, где упоминаются все родственники, но он либо утерян, либо стерт согласно "бритве Оккама": упрощение реальности как наиболее функциональное решение.
Новый год для них - единственная отдушина, они пытаются компенсировать данный признак (каждый раз ставят шоу, "где дедушка Мороз?", затем - "Давайте звать Снегурочку!"), они нежны и щедры, но чтобы стать полноценной личностью они должны найти партнера "на стороне", это было бы социальным решением, как сказал бы Адлер (Индивидуальная психология, М., 1996).
 
Выводы:
- Все новогоднее общество (дед Мороз и компания) должно пройти (если хочет вылечиться) тренинг личностного роста или каким-либо образом преодолеть свои комплексы на сексуальной основе.
- Мы отдаем должную похвалу их "социальному интересу" по Адлеру и надеемся, что Иисус рассмотрит Снегурочку получше. И это не богохульство - мы считаем, что каждый имеет право на счастье...!
P.S. Я живу на свете не очень долго - всего 34 года, и часто замечаю, что наши отношения и наша карьера (для кого-то и любовь) зависят от разных лиц. ("Так и должно быть" -, как говорил Милтон Эриксон). Но почему мы зачастую игнорируем чужое мнение, других людей и оскорбляем их чувства? Христос сказал: "Какой мерою меряете - такой и вам отмеряют". Мы не призываем к конформизму, нет! Но почему мы становимся жестче к другим и считаем это за прогресс? Что должно быть? Мы, авторы, считаем, что - любовь, то что, в сердце - в этом этом истинная любовь, в этом корень, а наше зло - в нашем эгоцентризме и в нашей "левой" компенсации: .
Нам кажется, что и Христос и Снегурочка улыбнутся каждому кто попробует хотя бы на минутку стать эмпатичней. Господи, почему все у тебя просят и мало кто хочет привнести? И почему мы все своекорыстны?..
 
Отбросив демагогику, можно сказать, что глупо занимать позицию обвинителя, а все дело - в нашей малой осознанности ролей и в нашей отождествленности с ними. Остап Бендер говорил: "Это не Рио-де-Жанейро", а мы бы сказали: "Как жалко, что некоторые не захотели стать Чайкой!..".
 
Психологический этюд составил ст.пр. психологической кафедры Сигаев С.Ю.
 
30.12.03
Обсудите статью в зеленоградском чате
 
ПоЛе дизайн
 

в выпусках:

Новогодняя обязанность

Интернет в год обезьяны

Наив: "Мы бухаем и нормально себя чувствуем"

Кубок БаклаЖАН.ру - 2003

Принцы Персии и банды Дикого Запада

"Зеленоград онлайн": впереди сто дорог

Нина Диланян: "Мне очень жаль, что понятие "шансон" исковеркали..."

О новых тарифных планах Городской сети

10 лет домену .RU

Жанна д'Арк и полная труба

Денис Карасев: "Искусство оставляет след в душе человека, готового его воспринять"

 

 

АДРЕС ДЛЯ СВЯЗИ: info@zelen.ru Copyright © 1999-2003 Вячеслав Русин и Игорь Розов (г. Зеленоград)
Design © 2000 Produced by ПоЛе дизайн
ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.