Зеленоградская биржа труда

09.zelen.ru - зеленоградский коммерческий справочник



содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 
 

 

    ПРОЗА - КЛУБ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОЛИГОН"
МАРАТ САДЧЕНКО                                             в начало
Любитель
 
Хорошо хоть сегодня погода наконец смилостивилась и устроила небольшое разнообразие двум глазам уткнувшимся сейчас в окно - вместо дождя пошел снег.
Повылазившая из тротуаров грязь все утро ловила и глотала его скользкими губами, медленно, но верно передавая настроение снега за метр до падения и жителям Таны. Они почему-то не могут радоваться этой смене удушающего мокрого дыхания погоды на теплый падающий снег.
И вся неделя прошла как во сне.
Разве что в понедельник была передышка - в паузу дождя отправляли на Боспор посольство. На следующий день, только успел переступить лагерный порог, как заморосило опять.
Из всего города только его архонт нормально и выглядит. То медленно расхаживает по комнате, то сядет на подлокотник кресла:
– За этот плодотворный месяц! Так ты не будешь?
Кисло морщусь.
Теперь остается только ждать, - Нисохорм вяло продолжает ковырять голубой опал на взятом в плен кубке: - Все прошло нормально. Доложили, что во дворце у Боспорца сейчас ежечасные советы - что с нами делать... Ты куда?
– Ноги затекли от твоих второй час тревог. Лучше скажи: царь выпустил корабль с моим капитаном из Пантикапея?
Архонт тоже подходит к столу-карте.
Его указательный палец проводит влажный след по отполированной поверхности камня от крупной точки столицы Боспора и не боясь утонуть, останавливается в Черном море:
– Сейчас Зидик находится примерно тут. Гонец прибыл сегодня ночью. Сказал что выехал прямо из гавани лишь убедившись, что судно отплыло.
– Так. - я смотрю как будто след от корабля - рассеивается поглощаемое тепло архонтовского пальца: - Значит первое дело сделано? Вот и прекрасно. Будем ждать Нисохорм.
Он кивает и снова тянется помучить сосуд с вином.
...При долгом глотке е6го глаза немного задерживаются на стене, горло последний раз дергается, но вопреки только что выпитому, взгляд не расплывается тупым коровьим прислушиванием вглубину себя, Нисохорм лишь улыбается:
– Слушай, у тебя как с планами на воскресенье?
По таким глазам трудно сразу догадаться что он задумал.
– Опять меня в баню думаешь затащить?
– Ну в принцыпе можно и в термы.
– Ага. Эту мысль тебе что, мое лицо подсказало?
Он кивает одновременно глазами и головой.
– Что? Действительно так плохо выгляжу?
Нисохорм выпрямляется:
– Конечно если бы я тебя не знал, то может и сказал бы что нормально. Но по моему, - он всмотрелся докторским взглядом: - ты немного устал. - сделал паузу: - Ну как, сходим?
Вот эта его не ко времени заботливость, с отдышкой после собственных слов, когда даже камни на подергивающихся кольцах менее ярко выполняют свою роль... - этого раньше не было.
– Ну ты чего молчишь?
"Ему бы самому - доктора...."
– Ни за что Нисохорм. Лучше поваляюсь дома.
– Ну ладно, ладно, с термами я настаивать не буду. Но почему сразу дома?, то есть в этой серой гостинице? Когда по моему тебе надо немного развлечься.
– И что ты предлагаешь?
– Ну что я могу предложить своему другу, - архонт больше по отечески чем по дружески улыбнулся - и вдруг мелькнуло: "а действительно, кем я ему учитывая нашу разницу представляюсь? - сыном или другом?" -
– ...только свой дом конечно. - он улыбнулся снова, - возьми свою маленькую - она может поиграть с моим сынишкой, ну а мы с тобой отдохнем, если будут мешать рабы я их отошлю куда-нибудь. А?
Я гляжу нет, все-таки в дружеские глаза архонта; в поисках второго варианта отвожу в сторону - "а действительно, чем мне еще в воскресенье заниматься", и соглашаюсь: - Хорошо. Жди к обеду. Может и подойдем, - и спешу оговориться на всякий случай: - Только я не обещаю.
Архонт захохотал:
– Все-все-все, ты уже это сделал. Утром же я пришлю за вами в гостиницу Андроника.
– Только не очень рано. Моя еще спать будет. Воскресенье же.
– Как скажешь. - согласился архонт: - Договорились.
А! Слушай. - встрепенулся он вдруг: - Я ведь ее позавчера видел...
– Кого?
– Да твою мелкую. Она тебе значит не говорила?
– Нет.
– Я зашел забирать из школы сына - ну по пути просто было. Она подбежала, так чуть не замучила.
"Она это умеет".
– ...И знаешь что меня спросила?
– Ну?
– А почему, говорит, ОН с тобой не пришел. Это о тебе значит.
– Что, прямо так и сказала?
– Ну что я, врать буду? - Нисохорм для убедительности покачнулся назад. Вино дало себя знать и архонту пришлось опереться на край стола.
– Ты действительно последнее время слишком занят своим лагерем. А она о тебе думает.
"Кажется пора делать перерыв..."
– Вот ненавижу эту твою усмешечку в потолок, и кивание - мол говори, говори Нисохорм.
– Ничего, я слушаю, продолжай...
– Ты бы как-то с этим разобрался, что-ли, я не знаю... - он справился хлопнув себя по боку - так тщательно подыскивая слова, что как тут не усмехнешься...: - А то морочишь голову и себе и ребенку. Как так можно?
Ты только вспомни ее в гавани.
"Ну опять начал..."
– Это когда провожали корабль? Твое сейчас шатание очень на него похоже.
– Все шутишь. А если бы не я - сам бы наверное и не догадался сходить за ней в школу - спасибо Андроник привел.
"Прятать от него вино в следующий раз, что-ли..."
– Ну Нисохорм...
– Просто больно было смотреть как она прибежала и к тебе бросилась. А ты видите ли не нашел смелости в открытую при всех ей обрадоваться. Конечно извини - тут не место для такого разговора и это я так...
– Я все помню архонт! "...и гавань, и девочку, и все свои сволочные поступки..."
– Не понимаю, как она тебя только выносит. - вернул в настоящее Нисохорм.
– Архонт!...
– Говорю - давай я найду тебе девушку - хорошую пару.
– К черту! К дьяволу! Пошли в школу! ...Освежимся! Ты от вина, а я от тебя - умника заботливого.






Мимо часового: - Меня сегодня больше не будет, - он скользнул взглядом и обратно уставился в распростертый квадрат лагеря. Мимо групп людей по цветам формы густеющих вокруг капитанов - кое-где перемешанных отдыхающими от подходов солдатами - выходим из лагеря, и кивнув второму часовому - непонятно кто деревянней - застывший человек или копье в его руке - на параллельную с лагерем улицу.
– Тут пару кварталов, - Нисохорм легко щелкает пальцами: - Недалеко.
"Боже, я ведь действительно так ни разу у нее и не был. Ну сволочь проклятая..."
Мы идем вдоль то подкрашенных - (никак невозможно привыкнуть к таким сочетаниям цветов), то мимо наоборот: абсолютно отталкивающих серостью каменной кладки зданий. На последних частенько проступают надписи - либо в доме нет послушной руки раба, либо ленивый танаисец просто смирился - и так легче после очередной попойки хмельными глазами отличить по "родной" надписи свой дом от соседского.
В гавани дома тоже все одинаковые. И напрасно Нисохорм так завелся - я отлично все помню...
...в пристань плескало холодное море.
В тени судна - там где вода была поспокойней то стягивались, то разбирались несложившейся головоломкой еще хрупкие пластинки льдинок.
На пристани почти никого не было: несколько рабочих, два-три приятеля архонта, он, Зидик и подпрыгивающая, мешающая всем девочка.
Ребенок махал ручкой отплывающему кораблю.
Кто-то ей отозвался.
А потом. Уже вечером она попробовала, правда путано - по-детски в чем-то признаться:
– А ты знаешь, мы с мальчиками на гимнастике занимаемся совсем голыми.
– А разве после меня тебя этим испугаешь? - я кутался в кровати.
Маленькая снимала платьице и почему-то не соглашалась:
– Вчера учитель оставил меня после уроков как новенькую и учил читать.
– Ну правильно, - было непонятно к чему она клонит: - Это его работа. А тебе что, не нравится читать?
– Не я читала, он сам читал. - девочка попробовала скрыть свою нелюбовь к буквам: - Мне книжка не понравилась.
– Тебе не нравиться проза?
Она не поняла. Улеглась, доверчиво, как только во сне прижалась.
– Стихи нравятся больше?
– Да, стихи люблю больше.
– Ну тогда я сам с тобой буду заниматься чтением.
Но маленькая кажется осталась недовольна.
Вот сегодня и выясним как их там учат.
"Здесь, что-ли?" - тротуар под ногами истоптано оборвался.
– Сюда, - Нисохорм открывает высокую калитку, впускает меня первым и проходит сам.





По небольшому двору бегают дети.
Кидаются друг в друга наспех скомканными мокрыми снежками вырванными из редких сугробов.
Натренированный глаз отмечает редкие: на четыре броска - одно попадание в цель. Жидкие раны не смертельны и дети продолжают веселиться своим игрушечным дуэлям.
"Перемена. Жаль, что не урок гимнастики!"
А где же маленькая? Может в самом здании?
Нет. Вон она - ...отбивается больше грязью чем снегом от двух нахальных мальчишек-ровесников ...а сама - только в одном платье.
Ускользнула из-под трех залпов подряд. Подбежала к сугробу, подняла сжимая окоченевшими ладошками выливающийся из рук комочек, быстро размахнулась, бросила, ...и вдруг увидела двух стоящих во дворе людей. Сразу все забыла.
Расплескивая быстрыми ножками небесную кашу, подлетела - в глазах опередившие слова слезинки:
– Привет, - ...
В ответ успеваю поздороваться сфотографировавшими ребенка ресницами, -
...- а ты за мной пришел?
– Да. - протягиваю руку: - Ты рада?
Вместо ответа она хватает мой указательный палец и тащит, вызывая в детской войне заминку чрез всю площадку к школе: "посмотрите кто у меня есть. И как он меня слушается..."
– У нас сейчас последний урок. Ты останешься?
Путаясь и чуть не наступая тянущей к себе на урок ученице на пятки, отвечаю: - Разумеется, - и вхожу за ней в темный вход обучения греческим наукам.
В дверях сталкиваемся с лысым человеком с лицом Моны Лизы.
Постаревшая Мона здоровается через голову чужого с архонтом и сразу догадавшись по ребенку, со мной:
– Проходите, проходите. - и выглянув на улицу: - Де-ти! В класс.
Среди рассаживающихся мальчиков и девочек, маленькая подводит меня к своей парте:
– А я тут сижу. - и оставляя первый стул мне, садится на свободное место справа.
В детском шуме и криках последними входят учитель и архонт.
Нисохорм устраивается за последней партой, а Мона проходит вперед, к широкой доске.
– Начнем урок по истории старой Греции. - педагог говорит раскованно и властно. Сам архонт города и его строгий помощник ему не помеха.
Девочка дернула за руку и зашептала:
– Мы домой вместе пойдем?
Оглядывая затылки и профили учеников и учениц, киваю.
– Сегодня, - приступил к своей обязанности человек у доски: - мы поговорим об отношениях поздней Греции и раннего Рима. Затем нам надо будет усвоить черты сходства и различия между Римом Императорским и нашим собственным городом.
И в конце урока, - преподаватель повысил голос: - с которого вы все не будь меня тут охотно бы сбежали, мы перейдем к Малой Азии. К ее владыкам греческого, архаического...
"...пьяного и анархического..." - по моему никто не слушает.
Последний урок.
А тут еще два таких новеньких в классе на которых не может не коситься, хоть и старается, даже учитель - дети как бы невзначай оборачиваются если тот на них не смотрит, преподаватель в точке опоры своим словам на чьем-нибудь лице старается взглядом с одного на другое привязать к себе как можно больше пар глаз, но лишь перебегает за следующим, предыдуще пойманый норовит отбежать в сторону...
– На третьей парте! Не вертеться!...
Накрутив по классу еще несколько петель - раз от раза все быстрей, Мона Лиза вроде нащупала нить детского внимания к своей оскопленно-усредненной физиономии и уже почувствовав себя на своем месте тем, кем ему и полагается тут быть, начала наматывать клубок урока.
Видя учительскую увлеченность, маленькая полушепотом потянула снова:
– А гулять пойдем?
– Не разговаривать, - вдруг оборвал обманутый ревнитель дисциплины. Не сдержавшись, проскочил дальше: - сколько еще будет продолжаться этот шалтай-валяй-болтай? - и к ребенку: - Ты что, готова к уроку лучше других?
Выходи сюда.
– Ладно, потом. - девочка вскакивает.
Все дети оборачиваются, смотрят на нее. Разумеется и на меня.
Она проходит между рядами, ловко отбивает чью-то сунувшуюся было зацепить руку.
Остановилась и повернулась к классу, ожидая что скажет учитель.
– Расскажи нам о демократии греческих полисов.
– О демократии? - первоклассница врастяжку переспрашивает взрослое слово и через несколько безуспешных мгновений откопав в песочнице своей головы что-то на демократию похожее, просит: - А можно о царях?
– Можно. - учитель вынужден принять во внимание мое присутствие и согласиться: - В какой-то мере это тоже о демократии. Начинай.
– Из Плутарха, -
Маленькая сдвинула пятки, сложила ручки сзади и поясняюще коротко повернулась к преподавателю: - Это мне дома читали.
Обернулась обратно к классу.
Вдруг не зная как приступить отмахнулась от пряди волос, вложила левую ручку на место - за спину, и выпрямила головку:
– Из Плутарха...
Когда-то был такой царь - Пир Эпирский.
Учитель сразу оборвал: - Когда?
– Не знаю, давно. - и ребенок упрямо продолжает: -
Он был не простым человеком.
Вместо верхних зубов у него была одна сплошная кость.
Он был сильный.
Не с виду, - она останавливается и уверенно находит не очень определенное: - ...а так.
Он воевал с самыми сильными странами. Римом, Грецией, Карфагеном. И всех побеждал. Он проиграл только когда Рим и Карфаген против него объединились.
Маленькая ученица рассказывает то что я ей читал и смотрит на меня. Рассказывает и сама упивается как на нее глядят с ее парты. Глазки просто сияют. Вытянулась. Платье спускается к коленкам, да так и остановилось на пол пути. Открытые ножки сжаты от сквозняка и волнения.
– ...Однажды Пир был ранен. Друзья прямо посередине боя стали уводить его с поля. Один враг это увидел и через всех закричал Пиру что он трус. Тогда царь повернулся и пошел обратно, и никто из его солдатов не смог его остановить.
Он вышел на середину поля и увидел, что это ему кричал большой, огромный варвар. Варвар стоял и ждал его.
А Пир раненый подошел и разрубил его пополам, тот ничего не смог против царя сделать. - девочка на мгновенье запнулась:
– А еще у Пира была странная смерть. Когда он приносил животных в жертву, их головы упали в свою кровь и остались живые. ("Ну немного не так там было...")
Но этот царь вошел в город. А там оказались враги. И в войске Пира были слоны. Они тоже вошли в город. Один слон сошел с ума и стал по улицам бегать. Тут Пира ранили и ему отрубили голову.
Маленькая перевела дух.
Посмотрела на класс, на меня, на учителя.
– Хорошо. - профессионально педагогическое лицо остается непроницаемым: - Садись.
Ребенок проходит на свое место и гордо хлопается рядом.
– Молодец. - моя рука ложится на ножку.
Девочка мельком оглядывает класс - "не видит ли кто?" и с удовольствием щипает покусившиеся пальцы.
Шепчу: - На нас все равно не смотрят.
Но ребенок неумолим: - "что будут, если заметят расспрашивать потом девочки".
Учительские планы все равно сорваны и у доски отвечает урок какой-то пацан.
"Что-то о Риме, о преемниках Августа..."
Ни я ни она не слушаем. Ее оживление еще не прошло, хотя она это и скрывает маленькая, застыв рядом со своим осыпающимся трухой однообразной мечты соседом.
Сосед в отместку глядит по сторонам - на подружек, и не вытерпев, искоса возвращается на сидящее в вязаном платье собрание ложного внимания к уроку, чувство превосходства над другими детьми и абсолютно бесполезной через час гордости.
– Которая из них твоя подружка?
Край детского ротика приоткрывается:
– Ира? А вон - спиной.
Наискось через парту моему взгляду подставлена тоненькая шейка под короткой стрижкой и скуловой профиль подпертый скучающей рукой щеки.
"Ничего особенного вобщем".
– Наконец-то, - выдыхает девочка.
Отвечающий ученик сел и учитель стал задавать упражнения на дом.
– Завтра выучить то-то, то-то, то-то...
Никто за исключением трех-четырех отличников похоже и не слушает.
Остальные уже загрохали партами, засобирались. Кое-кто даже успел дать подзатыльник приятелю и выскочить наружу.
Маленькая встает и тоже начинает складывать свои исцарапанные листики в сумку:
– Подержи. - она вдруг вытаскивает тяжелый железный обрубок из под стула и сует его во взрослые руки: - Это стрела.
– Я вижу. Откуда.
– Сегодня дядя возле школы утром встретил, подарил. Там буквы есть.
Приглядываюсь: "В самом деле".
"ВЫЗЫВАЮЩИЙ СТРАХ - ПУСТЬ УМРЕТ. УДИВЛЯЮЩИЙ - ПУСТЬ УДИВЛЯЕТ"
– Хорошая чеканка. Аер подарил?
– Кто?
– Ну с крестиком?
– Да.
– Ну я ему устрою завтра. Кинь себе в сумку. Твой ведь подарок.
Подходит Нисохорм:
– С ним поговоришь? - в сторону педагога.
– Нет. -
Вижу как тот сквозь учеников уже приближается к нам и чуть сбавляю громкость: - Мне его рожа не нравится.
Маленькая конечно слышит.
Я же в полный голос:
– Ну мы пойдем, - и не глядя на подходящую вплотную лысую фигуру, продвигаюсь на выход увлекаемый отучившимся на сегодня ребенком.
Через школьный, истоптанный дворик.
Перед самым носом калитку открыл Андроник.
Две секунды на пустое хлопанье глазами:
– А-а... ты сам ее сегодня забираешь?
– Да.
Я показываю: - Ты иди. Там Нисохорм. - и выхожу с девочкой на улицу.
Закрывшаяся калитка обрывает за спиной освободившийся из под строгой опеки детский гам.
– Куда идем? - полураздетая ученица подскакивая и подпрыгивая - "отмучилась на сегодня" - нетерпеливо забегала глазками с меня на заманчивую дорогу.
– Домой конечно. Ты очень легко сегодня оделась, замерзнешь.
Она согласно поежилась и кивнув: "Я погреюсь?" - бегом сорвалась по грязному, хрустящему тротуару.
Стараясь наступать нога в ногу на ее следочки, двигаюсь следом.
Маленькая забегает шагов на десять вперед - к ближайшей луже. Незамерзшие оббегает и бежит мне навстречу. Стекло застывших быстрой ножкой суетливо пытается промять к моему приходу, а если я применяю хитрость и не смотря на протесты: "Это нечестно!" - прибавляю шагу, старается хотя бы проломить луже плоский череп.
Хлюпнула сандалией в грязь.
– Ну вот, допрыгалась. Уже ногу намочила.
Маленькая обернулась:
– А все равно не холодно.
– Все равно теперь пошли только домой, и без твоих штучек.
И девочка уже без пробежек и припрыжек пошла рядом.
"Вон поворот", а дальше по уже заученной почти ежедневными переходами на "работу" пойдет знакомая комбинация улиц и в конце как приз танаисского лабиринта - гостиница. "Надо бы заказать старику устроить сегодня какую-нибудь вкуснятинку..."
– А мы с Андроником вот здесь проходим, - девочка вдруг дернулась в предпоследний переулок.
Но я уже не хочу ломать мысленного маршрута.
– В другой раз пойдем как ты захочешь. А сегодня по-моему. Ладно?
– Мимо лагеря? - пройдя мимо "не своего" ответвления дороги обрадовалась она.
– Да.
Еще два склеенных одной стеной дома, один - монументально одинокий, и поворот.
Ребенок вырвал ручку и опередив, выскочил первым:
– А вон твои.
В глазах приятно отпечатываются знакомые покривления солдатской улицы и я убеждаюсь - действительно:
Через дорогу справа, казармы сквозь промежуток входа-выхода выпускают арбалетчиков на обед.
– Может к тебе зайдем, - стонет маленькая.
– Простынешь. - отвечаю убежденно и она не настаивает.
– Тогда пошли за ними, - придумывает она.
Я делаю несколько шагов на середину улицы.
– Нет, - девочка тут же ломает "построение" и тянет на узкий тротуар под капающую морзянку крыш:
– ...только чтобы они нас не увидели.
И я послушно делаю биссектрису к стене.
Идем сзади солдат - по тротуару.
Они метрах в сорока - по всей ширине улицы шагают вольным, неправильным строем.
Задние, согласно детскому плану и не думают поглядеть назад.
– И ка-ак это они тебя слушаются?
Сомнения такого рода оскорбительны и я заставляю себя ответить:
– Да почти так же как и ты. Только получше.
Арбалетчики входят в столовую.
Мы проходим мимо через пол минуты.
Теперь прямиком в гостиницу.


Двадцать три положенные на этот переход минуты оборвались ровно у нужного дома.
Через залапаный ногами и нетрезвыми руками вход проходим внутрь.
Из под стола, сразу узнав маленькую вошедшую, юркнула на кухню кошка.
С утра подметенный, еще чистый пол, а все остальное привычно знакомо - отгородка стойки, полки с глиняной посудой по стенам, еще два стола. Пустые стулья убраны в беззвучный ряд под окно - и без того нечестых посетителей последнее время нет совсем - Нисохорм постарался. Но хозяин не в обиде - архонт платит.
"Куда же подевался этот старик?"
Детские шажки уже застучали по ступенькам, и глядя снизу как вспыхивает до основания ножек короткое платье, быстро сожалею, что лестница не до неба.
"А, ладно, потом спущусь". - ключи у меня и нужно поторапливаться следом: отпирать-пропускать-заходить-закрывать.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
 
Напишите автору: sad-mar@narod.ru

Обсудите произведение в зеленоградском чате

 
List Banner Exchange
 
Добро пожаловать в наш клуб
"Литературный полигон".
Здесь вы сможете не только прочитать рассказы и повести, но и опубликовать свои... Чтобы вступить в члены нашего клуба достаточно просто прислать Ваше произведение...
 
Присылайте нам свои работы. Мы их опубликуем.
e-mail: info@zelen.ru
 

в выпусках:

О пользе врагов

Как "разводят" лохов в Зеленограде

Что будет в Зеленограде и Москве?

Зима с запашком

Открылся сайт зеленоградской художницы Надежды Звероловлевой

Blade Of Darkness

7300 километров по Юго-Восточной Азии

Городская локальная сеть: продвигаем бизнес-сайт

Сергей Соловьев: Хотел бы снять фильм с песнями Земфиры

Будущее на улицах

Конец оттепели

Зеленоградский бизнес в Интернете-2

 

 

Copyright © 1999-2002 Вячеслав Русин и Игорь Розов
Copyright © 1999-2002 ПоЛе дизайн (дизайн); Hosted by СИнС-Телеком

ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.