- СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ:
ХОТЕЛ БЫ СНЯТЬ ФИЛЬМ С ПЕСНЯМИ ЗЕМФИРЫ
Навернака,
мало найдется тех, кто не знаком с творчеством
кинорежиссера Сергея Соловьева. Его фильмы
"Асса", "Черная роза - эмблема печали,
красная роза - эмблема любви", "Нежный
возраст", "Чужая, белая и рябой", "Дом под звездным небом", "Три сестры" оставили
значительный след в российском киноискусстве...
-
- - Кого из молодых
режиссеров Вы могли бы отметить?
- - К сожалению, имен таких крайне
мало. На самом деле, именно это-то и есть, как мне
кажется, на сегодня одна из самых главных
подлинных драмм отечественного кино. Ну, нельзя
же всерьез считать "молодыми" сорокалетнего
Тодоровского-младшего
или Ивана Охлобыстина. Это, конечно, вполне
взрослые, созревшие люди, всередине своего
творческого пути. А вот кто за ними? Пожалуй,
только Сергей Бодров-младший. Ну, вот еще у меня
на курсе учатся несколько весьма одаренных, на
мой взгляд, молодых кинематографистов-студентов.
Вернее, что немаловажно, и, увы, симптоматично, не
студентов даже, а студенток. В частности - Аня
Меликян. Но, что с ними будет дальше? Насколько
одаренными они окажутся в борьбе с суровейшими
реалиями? Во всяком случае, повторю, практически
отсутствие молодого поколения
кинематографистов - это грань трагедии...
-
- - Кто ваш любимый актер
(актриса), из тех, с кем приходилось работать?
- - Таня Друбич
-
- - Но в "Нежном
возрасте" у вас новая главная героиня.
Планируете ли Вы дальше снимать фильмы с
Татьяной Друбич? Если нет - то что является
причиной?
Таня Друбич - вполне выдающийся человек.
Абсолютно уникальная и неповторимая
человеческая личность. Еще она превосходная
киноактриса, знающая как глубину этой личности
выразить. Разумеется, при первой возможности, при
первом стечении обстоятельств, я стал бы
работать с ней снова и снова. Но в "Нежном
возрасте" нужна была иная девочка, иных времен.
Хотя, и тоже с этой редкой функцией -
"носительница женственности". Лена Камаева -
такой человек
-
- - Бытует мнение что Таня
Друбич актриса одной роли - играет всегда только
саму себя. Согласны ли вы с этим мнением?
- - Лучшие
актеры в кино, во всяком случае, на мой вкус
лучшие, всегда, как мне кажется, играют на
протяжении собственной жизни "одну и ту же
роль". Таким был, скажем, Жан Габен. Или у нас
Иннокентий Смоктуновский. Происходит это из-за
того, что в театре главным для актера, наверное,
является искусство преображения. В кино же -
главное, это явление и жизнь незагримированной
человеческой личности. Разумеется, жизнь может
менять личность, но эти изменения, как раз, и
являются, мне кажется, предметом главного
интереса к актеру в кино и в профессии, и среди
зрителей.
-
- - Сергей, скажите, почему
в "нежном возрасте" вашего сына (а ведь этот
фильм построен, насколько я знаю, частично по
автобиографии вашего сына) столько
"чернухи"?
- - У нас,
наверное, разное ощущение от "чернухи".
Когда по отношению к "Нежному возрасту" меня
спрашивают - это фильм о "потеряном
поколении"? - Я всегда отвечаю, напротив - это
фильм о "найденом поколении", которое
обречено было быть "потеряным". Это фильм о
потрясающей внутренней энергетике
сопротивления, которое в обстоятельствах жизни
этого поколения особенно выразительно и
одухотворенно... Если бы Вы упрекнули меня в
"белухе" - я бы еще подумал, а так - нет. Вы
неправы, чего-чего, а "чернухи" там нет.
-
- - Вы получили "Золотую
розу" на "Кинотавре" за "Нежный
возраст". А какая награда для вас более всего
ценна?
- - Для меня более ценна долгота
жизни фильма.
-
- - Издатели
видеопродукции не дают возможности приобрести
все ваши фильмы. Телевидение тоже не балует
показом ваших фильмов. Где можно приобрести
легальные, а может и не легальные копии ваших
фильмов на видео?
- - Большинство моих картин издает
объединение "Крупный план". Многие из них я
купил в магазине "Мелодия" на Новом Арбате.
Из неизданных моих картин я знаю
"Спасатель", "Избранные", "Чужая,
белая и рябой". Две последние, вероятно, имеют
сложности с правами. Одна снималась в Казахстане
вместе с Казахфильмом, другая в Колумбии.
Почему неиздан "Спасатель" и для меня
загадка. Впрочем, вот уже около года мы ведем
переговоры с издателями об издании "полного
собрания фильмов". В частности, и на DVD.
-
- - С кем из российских
композиторов нового поколения Вы хотели бы
работать?
- - Вы
знаете, работа с композитором в кино - это почти
роман. Ну, уж во всяком случае, это работа
невозможная. Ни в условиях холодного рассчета, ни
просчитанной выгоды. Мне повезло, с первого дня в
кино я работал с абсолютно выдающимися
личностями, музыкантами: Исаак Иосифович Шварц,
Боря Гребенщиков, Сережа Курехин... После смерти
последнего я на некоторое время вообще оказался
в некотором "музыкальном вакууме".
Последнюю картину я сделал с очень интересным
грузинским композитором Энри Лолашвили, который,
закончив Тбилисскую консерваторию, довольно
долгое время работал во Франции. Это был тоже
роман, временами мучительный, но - роман. А что
будет дальше?.. Огромный интерес я испытываю к
тому, что делает сейчас Земфира, а по другую
сторону - вполне грандиозные
вокально-симфонические эксперименты
Десятникова...
-
- - Не было ли у вас желания
снимать рекламу?
- - Желания нет. Но жизнь может
заставить.
-
- - А Вам приходилось
менять свои взгляды? Политические и творческие?
- - Разумеется, все живое меняется.
От рожения до смерти. И в этом, наверное, состоит
основной замысел жизни.
- - Есть ли у вас хобби?
- Да, есть. Фотография и театр.
-
- - Что вас связывает с
Интернетом? Каким вы видите будущее Интернета в нашей стране? Что для вас
интересно, а что нет?
- - Вы знаете, пока ничего не
связывает. Кроме любопытства. Но любопытство
растет с каждым днем, и уже само любопытство -
связывает...
-
- - Как Вы считаете, сможет
ли Интенет со временем полностью заменить
традиционное телевидение?
- - Бог его знает.
-
- подготовил
- Вячеслав Русин
-
- 26.01.02
-
-