Потребительские предпочтения жителей Москвы и Зеленограда существенно изменились - таков однозначный вывод разработчиков программы развития столичного потребительского рынка и услуг на 2010-2012 годы, которую в ближайшее время собираются рассмотреть в московском правительстве. И это итоги продолжающегося экономического кризиса. Реальные доходы москвичей и зеленоградцев за прошедший год сократились почти на 20 процентов. В результате, так называемый средний чек в одних торговых предприятиях уменьшается, в других увеличивается: в супермаркетах и магазинах премиум-класса покупателей становится все меньше, в дискаунтерах все больше.
Малообеспеченные семьи Москвы и Зеленограда пьют все меньше соков, стараются отказываться от покупки кондитерских изделий, мяса и сыра - официциальные данные говорят, что за чертой бедности находятся 12 процентов горожан. При этом сектор потребительского рынка с ценами, приемлемыми для малообеспеченного населения, развит в городе недостаточно. Тому виной, в том числе, и курс, которого придерживались городские власти до кризиса - поддержка крупных торговых комплексов и ликвидация и удушение мелкорозничной торговли.
Теперь курс снова меняется - городские власти собираются опять поддержать мелкорозничную торговлю. Правда, никто так и не знает, что делать с таким явлением: именно в секторе мелкорозничной торговли наибольший оборот контрафактной и фальсифицированной продукции. По некоторым данным, фальсификат в мелкой рознице по отдельным видам продукции достигает 70% от общего объема продаж.
Помимо поддержки мелкорозничной торговли, разработчики программы развития столичного потребительского рынка предлагают увеличение количества аккредитованных предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания, где можно будет отовариться со скидкой при наличии социальной карты москвича. А также запланировано открытие сотен новых социально ориентированных магазинов, салонов и кафе. Программа рассчитана на ближайшие три года.