Едва все приходят в себя после
визита к теще, как наступает четвертый день - широкий
четверг. Вот когда начинается настоящий
разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни
поют, начинают колядовать. Особенно дети. В
Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто
дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и
услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы,
пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее!
Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания
продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все
коту Масленица, надо успеть нагуляться перед
Великим постом.
"...Масленица в развале, - вспоминал этот день Иван
Шмелев. - Такое солнце, что разогрело лужи.
Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми
связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные
катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки
"в блина играют": руки сзади, блин в зубы,
пытаются друг у друга зубами вырвать - не
выронить, весело бьются мордами". Весьма
популярным было и остается катание в санях, для
чего лошадей и упряжь специальным образом
украшают: под дуги лошадей подвешивают
колокольчики, а в хвосты и гриву вплетают ленты.
Масленичное катание на лошадях не только способ
показать свою лихость и прекрасных лошадей, но и
традиционно женский способ похвастаться
обновками. Масленичные катания имели особое
значение для девушек, которые хотели таким
образом привлечь к себе внимание женихов и
главное - их родителей.
Пятница - тещины вечорки.
Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины
вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает.
Да не просто если та зайдет, а с предварительным
приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем
больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи
зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что
так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно
приглашалась вся мыслимая родня: пусть
посмотрит, как зять тещу привечает.
Суббота - золовкины
посиделки. Шестой день этой разгульной
недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит
золовкам подарки. В этот день сжигали чучело
Масленицы - и окончательно прощались с зимой.
Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший
урожай.
И вот
завершающий день - прощеное воскресенье,
проводы, целовальник. Заканчивается гулянье,
нет больше обжорства, похмелья.
Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не
перетягивать. С той же целью на ледяных горках
разводят костры - лед растопить, холод
уничтожить. Во второй половине дня прощения
просят, милосердные дела творят. Это день
очищения, день подготовки к посту. "Прости
меня, если виноват". "И ты меня прости".
"Бог простит". Прощение сопровождалось
взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят
прощения младшие у старших. Молодожены
обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру
со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже
надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощеное воскресенье - это еще и день
поминовения. Просят прощения у умерших, для чего
идут на кладбище, оставляют на могилах блины. По
окончании Масленицы принято сходить в баню. В
понедельник будет не до веселья - начнется
Великий пост.
Раньше я знала о масленице только
понаслышке, а впервые увидела все своими глазами
и сама участвовала в празднике проводов зимы в
студенческие годы. С детства я интересовалась
историей и археологией, историческими памятниками. По
выходным, начиная с 1987 г., мы с друзьями ездили в
Москву на субботники и воскресники в помощь
реставраторам. Эти субботники проходили под
эгидой Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры. По Москве, на
многочисленных объектах реставрации (церквях,
усадьбах, старинных домах) со временем
складывались реставрационные группы. Это были
своего рода клубы молодых реставраторов, в
основном студентов, где мы трудились, получали
очень полезные строительные навыки, весело
проводили время, ездили на экскурсии, чаевничали,
спорили за чаем, а по праздникам и за рюмочкой,
пели песни под гитару. Словом, жили весело и
здорово. И масленица стала одним из праздников,
который справляли всем миром. По традиции, каждый
год, за неделю, за две до масленичного
воскресенья, на заранее выбранное место выезжает
авангард инициативной группы. Место выбирается
за городом, в лесу или рядом с лесом (нужен
хворост для костра), обычно на большой поляне,
опушке. Часто подгадывают так, чтобы неподалеку
находился какой-нибудь исторический или
архитектурный памятник: церковь, усадьба, музей.
Строят большую и высокую, в 2-3 человеческих роста,
крепость, сооружают фигуры изо льда и снега,
устраивают аттракционы, ставят указатели на
дороге к масленичной поляне.
И вот, наконец, настает
масленичное воскресенье. Целая электричка
народа выгружается на платформу и, вытягиваясь в
колонну, идет к заветной поляне. В лесу
загораются костры, жарится шашлык, шипят
раскаленные сковородки с блинами. На поляне
водят хороводы, поют песни, играют в веселые игры.
В воздухе стоит смолистый запах костра и не
умолкает гул сотен веселых голосов.
Кульминация масленицы - штурм
снежной крепости. На крепость водружают ярко
наряженное соломенное чучело - символ зимы.
Участники боя делятся на две группы: защитники и
штурмующие. В целях безопасности ни у штурмующих,
ни у защитников не должно быть на себе опасных,
острых предметов, очков и пр. Многие бойцы
надевают защитные щитки, шлемы, маски. Ведь
зрители, плотным полукольцом окружившие
крепость метают в защитников целый рой снежков.
Можно получить хорошие синяки. Но вот шум на
поляне усилился - это штурмующие пошли на
приступ. Действуют только руками и ногами,
никаких лестниц и таранов (опять же в целях
безопасности), взбираются по спинам и плечам друг
друга все выше и выше. Вот один добрался до самого
верха. Он цепляется, старается перелезть через
стену, но тщетно, его скидывают вниз. Снежные
комья летят с крепостной стены вниз на головы
штурмующих. Но и защитники с трудом
уворачиваются от града атакующих снежков. Атаки
волнами накатываются на крепость и, отраженные,
откатываются под гул разочарования обратно на
поляну. И вот последний штурм с огромным трудом
принес желанную удачу: сначала один штурмующий
залез на стену, скинув оттуда вниз в сугроб
защитника, затем другой. Наконец вся стена
заполнилась ликующими победителями штурма.
Снежная крепость взята! Соломенное чучело зимы
низвергнуто. Вскоре его сжигают на поляне под
веселую песню и хоровод. Зима побеждена. Весна
торжествует!
Вот теперь вволю можно поесть
блинов, шашлыков, выпить вина и даже чего-нибудь
покрепче. И до позднего вечера не умолкают песни,
частушки, хороводы, не затихает веселье. Только с
наступлением темноты народ потихоньку тушит
костры и тянется от затихшей масленичной поляны
на электричку в город. Ведь завтра наступит
понедельник и нахлынут будничные дела. К тому же
по православному календарю наступает Великий
пост: нельзя пить вино, есть скоромное (мясо,
масло, сыр, словом никакой животной пищи),
предаваться любовным утехам. Как говорится в
пословице: "Не все коту масленица".