Участвуйте в конкурсе "житейский хохмы" и выигрывайте призы

Зеленоград on-line / www.zelen.ru / городской интернет-журнал

Зеленоградская биржа труда  Задай свой вопрос Семению А.Т. к.м.н. Научного Центра Информационной Медицины Л.И.Д.О.  Задай вопрос Павлу Курочкину и театру 'ВЕДОГОНЬ' и выиграй ПРИЗ!

Справочник | Работа | Знакомства | Компьютерная барахолка | ЧАТ | Каталог | Открытки | Женский журнал


содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

 

    ИСТОРИЯ
ГОРЕТОВСКИЕ РАССКАЗЫ                                  в начало
Отчаяние
В одной горетовской семье у родителей дяди Сережи и тети Пани Михеевых рождались только девочки. И вот счет дошел уже до шести дочерей. И когда дядя Сережа повез жену в Рукавишниковскую больницу в седьмой раз, пригрозил жене: "Если не родишь сына - повешусь!".
 
Пришел на следующий день, спросил: "Опять дочь?! Ну, все - точно повешусь!". Поскольку был он навеселе, никто ему не поверил. А он, и правда, вернувшись домой, повесился на чердаке. И осталась тетя Паня одна с семью дочерьми. Как потом жила - это уже отдельный разговор.
 
Невезение
Горетовские женщины возили молоко на продажу в город Химки. Вставали рано утром. Автобусы тогда еще в Горетовку не ходили, и молочницы шли пешком через поле, оврагом, лесом до станции Крюково. Здесь садились на поезд, и в Химки прибывали к началу дня.

Одной из женщин, тете Пане Михеевой, не везло: молоко у ней быстро скисало. Что было тут причиной? Может быть, просто плохо мыла и выжаривала бидоны на солнце, а, может быть, ее бог метил, было за что... Но скисало молоко частенько.

Тогда она шла не хитрость. Брала у подруг-товарок для пробы немного молока в кружку и им угощала покупателей. Затем быстро продавала свое скисшее молоко чуть подешевле и раньше всех уезжала. Когда возмущенные покупатели возвращались с претензиями, ее уже и след простыл. Все нарекания перепадали подругам.
 
Горетовская молодежь. 1957г.
Горетовская молодежь. 1957г.
 
Корни
Мой отец родился в деревне Ново-Сергиево Истринского района. Находилась она в лесу, вдалеке от больших селений и дорог. Название деревни перекликается с Сергиевым Посадом. Хочется верить, что эта связь есть. Тем более, что места эти имеют давние христианские традиции. Город Истра раньше назывался Воскресенск, и известен в истории своим НовоИерусалимским храмом. Слова-то все - из православного лексикона!
 
Деревня давно уже не существует, все жители выехали в соседние крупные поселенья: в город Истру, в поселок Крюково. Лет тридцать тому назад вместе с отцом я побывал в тех местах. Грустно было смотреть, как на месте домов растет высокий бурый чертополох.

С собой из Ново-Сергиево жители вывезли свои традиции. Так, в Крюково, на улице Ворошилова любили сидеть на лавочке бывшие соседи по деревне тетя Саня Бурмистрова и тетя Маруся Терехова. С неохотой оторвутся от наблюдения за улицей, скоро сделают свои домашние дела - и опять на лавочку! Приди на соседнюю улицу имени 2-й Пятилетки, и сразу увидишь Новосергиевца. На лавочке, как на посту, сидит-бдит тетя Настя, держит под контролем уличную жизнь.

Люди умирают. Умирают и селенья. Память о прошлом теряется... Вот уж и Крюково нет...
 
Престольный праздник
В последние годы стало модным проведение праздников "День города". Традиций в проведении такого праздника еще не сложилось. В одну кучу смешаны и спортивные мероприятия, и концерты, и шоу, и салют. За всем этим не проглядывается какой-либо объединяющей идеи, и в празднике города пассивно участвуют немногие жители города, не уехавшие на дачу.
 
А ведь такие праздники - не новое явление в русской жизни. Раньше в каждой деревне был свой Престольный праздник, на современном языке сказали бы: "День деревни". Престол в Горетовке проводился в день церковного праздника Медовый Спас, а в Жилино - в Ильин день. По дню проведения видно, что Престольный праздник тесно связан с христианством. Но я думаю, что церковь просто приспособилась к еще более древним славянским традициям. Так же, мы знаем, православие смирилось с Масленицей, древним языческим праздником Солнца.
 
И сейчас старые жители Горетовки еще не забыли этого праздника, отмечают обязательно! Конечно, сейчас праздник проходит тихо и незаметно. А в былые времена в празднике участвовала вся деревня. Жители в этот день не работали, к ним приезжали нарядно одетые родственники из соседних селений. Гости прибывали обязательно семьями. Дети узнавали своих родных. Старшие пели застольные песни, решали свои дела. Молодые устраивали игры, заводили знакомства, выглядывали себе женихов и невест.

К этому дню готовились без преувеличения весь год. Шили наряды, откладывали лучшее из урожая, приводили в порядок хозяйство.

В праздничный день, особенно когда приезжали гости, застолье обязательно должно было перейти в традиционный обряд гулянья по деревне с гармонью с выходом на излюбленное место для пляски и посиделок. У нас в Горетовке таким местом был Прогон - пустое незанятое место в ряду деревенских домов. Прогон находился около нашего дома. Это был зарезервированный участок для младшей сестры матери, тёти Вали, еще не жившей своим домом.
 
Престольный праздник 14 августа 1957 г.
Престольный праздник 14 августа 1957 г.
 
Иной раз гулянье не обходилось и без драки. К примеру, муж тети Тани дядя Петя Тарасов в будние дни был тихим, но в выходные, подгуляв, становился очень задиристым. За это носил прозвище Петух. Бывало, в праздник только выйдет из дома, смотришь - уже возвращается: лицо побито до крови, белая рубашка разорвана.

Мои родители, сейчас покойные, поженились в Горетовке как раз в Престольный праздник 14 августа. И потом, когда мы жили уже в Крюково, в нашей семье этот день отмечался каждый год.
 
Семейная идиллия
Нашими соседями были дядя Петя и тетя Зина Раскатовы. У тети Зины не был одной руки. Как это случилось - никто не знал, но в деревне ходили разные догадки, что в молодости ее, красавицу, из-за ревности выбросили из поезда. Дядя Петя был маленького роста. Он работал в стеклодувном цехе на заводе в Андреевке, месил голыми ногами глину, ноги его были нежными, как у ребенка. Был специалист своего дела, хорошо зарабатывал, на работе его ценили.

Дядя Петя, как человек рабочий, любил выпить с заводскими друзьями. Ставил брагу, приглашал товарищей в отсутствие хозяйки, и они съедали дома не ахти какой съестной запас. Дядя Петя держал голубей - занятие, прямо сказать, малораспространенное в деревенской жизни.

Иногда дядя Петя и тетя Зина с воодушевлением брались за новое большое дело. К примеру, заводили поросят и говорили: "Очень выгодно! А что? Корму для них особенного не нужно, едят все подряд. Очень прибыльное дело!". Но, видно, с прибылью дело обстояло не так уж радужно, поэтому азарт довольно быстро проходил, и вскоре они говорили уже по-другому: "Нет, поросят держать - невыгодно! Уж очень им много корма нужно!". Потом так же дело проваливалось с курами, козами и т.д.

В день получки тетя Зина приходила встречать мужа к проходной завода. Сопровождала его домой, и на радостях по случаю сохранения зарплаты они вдвоем решали выпить четвертинку. "Да чего там четвертинку, бери уж сразу бутылку, чтобы потом не бегать" - говорила тетя Зина. Дядя Петя, не долго думая, прямиком через речку бежал в магазин в Бакеево. По возвращении из магазина садились за стол. Тетя Зина командовала парадом, разливала: "Это тебе, Петр Васильевич, поменьше, а тебе, Зинаида Алексеевна, можно и побольше".

После выпивки дело зачастую переходило к ссоре и драке. Бегали друг за другом вокруг стола, кидались модными тогда фарфоровыми украшениями. Особенно почему-то доставалось бюсту Пушкина. Скульптуры бились, на полу собиралась острая крошка. Дядя Петя ранил свои нежные ноги, на деревянном полу запекались кровяные пятна. Наутро тетя Зина просила дядю Петю помыть пол, самой ей с одной рукой было это делать трудно. Дядя Петя старательно топором отскабливал половицы до белизны. По завершении работы тете Зине приходилось раскошеливаться, и дядя Петя опять бежал через речку в Бакеевский магазин. Потом опять драка. Тетя Зина рассказывала: "Бегу от него по полю, и вдруг упала, не могу встать. Закрыла лицо рукой. Ну, думаю, сейчас он меня убьет! Жду, а ничего нет. Приоткрываю глаза, а он сзади тоже упал, и тоже встать не может". Кое-как поднялась, подошла к нему, помогла встать, пожалела: "Оба мы с тобой пострадавшие, Петр Васильевич! Пойдем домой, выпьем еще по стопочке…". И шли, бережно поддерживая друг друга... ПРОДОЛЖЕНИЕ
 
Нибур
25.01.03

Обсудите статью в зеленоградском чате

 
 

ПОДСКАЗКА: НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОЗДРАВИТЬ РОДНЫХ И ЗНАКОМЫХ С ПРАЗДНИКАМИ!

в выпусках:

Снега налево, снега направо...

Горсеть: информационная служба Зеленограда

СЕtИ: Мы полны сил, полны идей

Русский Феникс

Новости: Варвара, Мин нет!, Воскресение

Новогодняя история на даче

"Яды": Не дай бог иметь отношение к бардаку под названием "русский рок"

Городская сеть: добровольно или принудительно

Зеленоградские турникеты. Мыльная опера

Party!: Мы любим веселиться

Киберспорт в Зеленограде

 

 

АДРЕС ДЛЯ СВЯЗИ: info@zelen.ru Copyright © 1999-2003 Игорь Розов и Вячеслав Русин (г. Зеленоград)
Design © 2000 Produced by ПоЛе дизайн
ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.