Все-таки, видимо, те, кто считает, что миром правит не прекраснодушная демократия, а плутократия, зрят в корень. Плутократия только рядится в белые одежды, но суть ее остается все той же. Можно, например, вести неоколониальные войны, добиваясь контроля над запасами мировых ресурсов, и прикрывать при этом свои прагматичные интересы заботой о соблюдении "общечеловеческих ценностей". Что делать - мировой плутократии надо постоянно пиариться. Иначе имидж быстро превращается в то самое "ничто". Последний такой пиар - принятый Генеральной Ассамблеей ООН запрет на клонирование человека. Главный инициатор запрета - США. Формальная озабоченность проблемой была высказана... Гондурасом, с подачи которого и стал рассматриваться пресловутый вопрос. Вот уж действительно самая актуальная проблема для научной общественности Гондураса (если, конечно, таковая общественность в данной стране вообще есть). Итог голосования: 84 страны проголосовали за запрет, 34 воздержались, 37 проголосовали против. Причем под запрет попали даже исследования эмбриональных стволовых клеток. Иными словами, те исследования, что могли обеспечить прорыв в лечении самых страшных, в том числе и наследственных, заболеваний, оказались как бы вне закона.
Пиар вышел замечательный - на фоне наглядного утверждения своих национальных интересов во многих регионах мира, США получили возможность продемонстрировать свою трогательную верность религиозной морали и церковным догмам. Но только что теперь с этого запрета? Будут ли в действительности прекращены эксперименты по клонированию человека? Очевидно, что нет. Рано иди поздно найдутся те, кто тайно профинансирует эти научные работы, и те, кто обеспечит их осуществление на той или иной территории.
Очевидно, что желание бессмертия (которое можно рассматривать также как нежелание смерти) всего лишь выражение одного из главных биологических инстинктов. Вся мифология загробного существования, отраженная в мировых религиях, показывает как страстно мы хотим жить вечно. Само по себе клонирование, конечно, не решает проблему бессмертия, но очевидным образом идет в рамках попыток преодолеть пугающую неизбежность окончания человеческой жизни. Поэтому можно говорить, что за сторонниками клонирования стоит биологический инстинкт, а за противниками - предрассудки. До сих пор в человеческой истории все политические решения, которые пытались навязать те или иные предрассудки, чтобы победить базовые инстинкты, терпели со временем поражение. Наверное, так произойдет и в этот раз. Но уже после ухода протестанта Буша.