Рунет в традициях бескорыстного энтузиазма и тотальной самодеятельности 1996-1997 годов практически завершил свое существование и теперь четко разделился на два лагеря, существующих практически отдельно друг от друга. В первом лагере собрались профессионалы, пришедшие делать в Рунете большие деньги, второй лагерь образовали российские школьники, осваивающие прелести бесплатного хостинга и ворохи "партнерских программ".
Новое качественное изменение в жизни Рунета подтвердил и отчет Института системного анализа, сделанный для Национальной ассоциации участников электронной торговли. Цифры, изложенные в этом отчете, действительно впечатляют. Общий объем рынка электронной торговли в России за одиннадцать месяцев текущего года составил ни много ни мало, а 3.233 млрд. долларов. При этом в розничном сегменте более сорока процентов продаж приходится на компьютеры, комплектующие, оргтехнику и канцелярские товары. Бытовая техника занимает порядка тридцати процентов продаж, а продажи автомобилей и запчастей к ним — восемнадцать процентов. На торговлю книгами, CD, DVD, MP3 приходится всего лишь около пяти процентов, что на удивление мало. При этом среди тройки самых успешных российских интернет-магазинов на сегодня названы eHouse (объем продаж за последние два года — $39 млн.), "М-Видео" ($10 млн.) и Ozon ($6,21 млн.).
К слову, в отчете не было ни слова критики. Поэтому, например, не было отмечена "работа" того же Озона, ставшая уже притчей во языцех пользователей Интернета (иногда на доставку заказа в пределах одного московского района уходит 1–2 недели). Тем не менее дела в области российской электронной торговли идут более чем хорошо, о чем свидетельствует тот факт, что подобные компании растут сегодня как грибы. Для покупателей же, имеющих дело с российскими интернет-магазинами, безналичные переводы пока остаются наиболее рискованным способом расчета. К тому же, при приобретении товаров через интернет-магазины, клиентов может подстерегать другая беда: риск приобретения так называемого «серого» товара. Например, в этом году до одной трети проданных через московские интернет-магазины товаров оказывались нелегально поставленными - то есть, о гарантийной поддержке продукта можно забыть. В частности, очень много "серого" товара реализуется в области мобильной связи.
Основная часть российских интернет-магазинов базируется сегодня в Москве и в Санкт-Петербурге, где число пользователей Интернета наиболее высоко. В этой связи хочется заметить, что в Зеленограде уже есть свои интернет-магазины, однако пока ни один из них не ведет свои дела с достаточным размахом.