Сокровища родной земли. Седьмой перформанс Алексея Звероловлева
В воскресенье 27 июля состоялся очередной, седьмой по счету, перформанс известного зеленоградского художника Алексея Звероловлева. Данный перформанс продолжил серию "Двенадцати зеленоградских перформансов" и носил название "Сокровища родной земли". Все действо происходило на территории 10 микрорайона Зеленограда...
"...мы привыкли относиться к дерьму с этакой брезгливостью, как будто это что-то плохое. А ведь, если разобраться, так это, может быть, самое ценное на земле вещество, потому что вся наша жизнь происходит из дерьма и в дерьмо опять же уходит." Владимир Войнович
В процессе перформанса осуществлялся поиск экскрементов на улицах, тропинках и газонах нашего города. Рядом с каждым найденным объектом вбивался специальный предупреждающий знак наподобие автодорожного, - стилизованное изображение экскрементов в красном треугольнике.
В назначенное время Алексей пришел на автобусную остановку "Октябрьская" в 10 микрорайоне. С собой он принес 13 предупреждающих знаков. Кстати, эти знаки первоначально были изготовлены как часть его дипломной инсталляции в Институте Проблем Современного Искусства. В сентябре он собирается показать инсталляцию "Фекальные практики" в местном музее, в рамках проекта "Эндосперм".
10 микрорайон был выбран для проведения перформанса отнюдь не из-за количества интересующего "материала", а исключительно из-за того, что это одно из самых красивых мест в городе. Впрочем, недостатка в "материале" тоже не было. Тропинки, кусты, газоны - везде находилось место для знаков.
Самое интересное в перформансах - это реакция зрителей. В этот раз реакция была разнообразная. Один деятель, увидев из своей машины как Алексей вбиваю очередной знак рядом с очередной какашкой, с обидой в голосе сказал: "Лучше бы Вы собачью площадку отремонтировали, Вы видели в каком она состоянии?" Хотелось бы знать, с какой это стати человек должен ремонтировать собачьи площадки, когда у него и собаки-то нет... Но, в основном, люди реагировали вполне адекватно. Это замечательно когда искусство (особенно такое!) доставляет людям радость.
В конце-концов большинство знаков очутилось на большом газоне рядом с корпусом 1005. Наверное это какое-то особое место. Обратите внимание, как замечательно здесь растет трава.
Единственное о чем пришлось сожалеть, так это о том, что перформанс был не слишком масштабный. Ну что такое 13 знаков на целый микрорайон? Вот штук 200 - 300 было бы в самый раз. Чует сердце, грядет ремейк этого перформанса...
Концепция: Прежде всего, необходимо сравнить роль экскрементов в культуре и в природе. Если в первой экскременты до известной степени табуированы, то во второй они играют важнейшую роль как в круговороте веществ, так и в функционировании экосистем. Последние десятилетия можно охарактеризовать как время пробуждения экологического сознания. Мода на экологически чистые материалы затронула и изобразительное искусство. Неудивительно, что запретные до поры до времени темы и материалы, наконец, нашли широкое отражение в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить англичанина Криса Офили, создающего свои шедевры из слоновьего навоза, или бельгийца Вима Дельвуа, при помощи специалистов - биохимиков сделавшего машину, осуществляющую все стадии пищеварительного процесса и выдающую готовый результат. Лежащая в городской среде одинокая фекалия выглядит недостаточно органично лишь потому, что городская среда сама по себе - явление противоестественное. В контексте урбанистической культуры одиночные уличные экскременты приобретают не только биологическую и питательную, но и символическую ценность (пусть и не столь очевидную). Они символизируют нашу причастность к живой природе, и напоминают о том, что полностью контролировать природу невозможно. А значит, нам лишь остается относиться к ней с уважением и осторожностью.