Первый зеленоградский фестиваль уличного перформанса
19 сентября в 14.00 на Площади Юности пройдет "Первый зеленоградский фестиваль уличного перформанса". В течение двух часов пятнадцать участников проведут 12 перформансов, затрагивающих самые разнообразные социальные и эстетические проблемы. Мы связались с участниками фестиваля и задали им несколько вопросов.
- Как, кому и почему пришла идея о проведении первого фестиваля зеленоградского уличного перформанса? Александр Бернс: Идея Алексея Звероловлева. Он опубликовал ее на форуме горсети несколько месяцев назад. Странная эта затея получила поддержку и мы начали работать над фестивалем. Алексей Звероловлев: Вообще-то эта идея витала в воздухе, я о чем-то подобном думал с того самого момента когда впервые услышал о существовании флеш-моба. Но, честно говоря, первоначальная идея была немного другой. Я полагал, что фестиваль перформанса будет симуляционной акцией, наподобие той когда участники зеленоградских флеш-мобов изображали поэтов у памятника Пушкину. К моему удивлению, все отнеслись к фестивалю очень серьезно, так что нам предстоит самый настоящий фестиваль уличного перформанса, а не очередной флеш-мобберский прикол. Тимофей Сорокин: К тому же далеко не все участники фестиваля замечены в рядах мобберов. Флеш-моб тут сыграл роль посредника между молодыми людьми которые ничего не слышали о современном искусстве и самим современным искусством. Если бы современное искусство преподавали в школах, такой фестиваль мог бы состояться еще лет десять назад, правда с другими участниками. А.Б. Да, современное искусство неплохая область приложения сил для продвинутой молодежи. Недаром оно завоевывает умы и становится все более и более популярным, и, к сожалению, модным. А.З. А еще современное искусство - кратчайшая дорога к славе :)))
- Что отличает фестиваль перформанса от флешмоба? Т.С. Прежде всего, флеш-моб и перформанс - разные вещи, хотя довольно близкие. Если участники флеш-мобов могут позволить себе не задумываться о художественном смысле происходящего, то перформансист в своем жесте осознано предъявляет себя миру. Есть и другие отличия. Например, фестиваль перформанса лишен внезапности, иначе мы бы не давали сейчас интервью и не готовились к этому мероприятию так напряженно. А.Б. Кроме того, если флеш-моб не предполагает никакой ответственности участников за происходящее, во всяком случае посредством голосования при выборе сценария ответственность распределяется на всех участников, то перформанс, как и искусство вообще - сфера индивидуальной ответственности. А.З. Естественно, участники фестиваля понимают, что в случае чего они лично отвечают за свои действия. А.Б. В нашем случае вряд ли кому-то придется за что-то отвечать, ни один из перформансов не предполагает какой-либо агрессии, даже самый радикальный из них вряд ли тянет на мелкое хулиганство. Я, конечно, имел ввиду в первую очередь моральную ответственность. Т.С. Тем более, когда речь идет об искусстве, употребление слова "хулиганство" абсолютно неуместно.
- Среди участников не будет живописцев и графиков. Что же объединяет всех участников? А.З. Живописцы есть! Это я. Кстати, один из участников, Виктор Петрук как-то упоминал что рисует. Вообще-то мы не интересовались занимается ли кто-нибудь живописью или графикой. С точки зрения перформанса это, как говорят теоретики искусства, иррелевантно. А действительно, что же их объединяет? А.Б. Их ничего не объединяет. Не все живут в Зеленограде, не все участвовали во флеш-мобах, даже интернетом и то не все пользуются. Т.С. Их объединяет желание делать перформансы!
- Перформансы участники придумывали сами? А.З. Совершенно верно. На сайте фестиваля мы сделали страничку "Курс начинающего перформансиста", чтобы ввести потенциальных участников в контекст искусства перформанса, плюс к этому в форуме было опубликовано что-то вроде методологии придумывания перформансов. Простые приемы, позволяющие генерировать новые идеи. А.Б. Кажется Тимофей подарил кому-то идею одного перформанса. Т.С. Это так, но реальность внесла в нее свои коррективы.
- Кто выступит координатором всего действа? Т.С. Само действо не особенно нуждается в координации. Каждый участник в нужное время окажется на нужном месте и исполнит свое произведение. А.Б. Но у нас есть специальные люди, которые должны облегчить зрителям перемещение от перформанса к перформансу.
- Какую роль сыграл Зеленоградский Союз Художников в подготовке фестиваля? Т.С. Они оказали нам моральную поддержку. Сказали что мы молодцы. Оказывать моральную поддержку легче, чем самим что-нибудь организовывать! А.З. Зато они помогли нам с материалами для "Курса начинающего перформансиста", ни у кого почему-то не оказалось нужных фотографий Олега Кулика и материалов по легендарной перф-группе 1970-х "Коллективные действия". Вообще-то мы никого из них не видели, как это сейчас часто бывает, ограничились виртуальным общением. А.Б. Они странные какие-то, даже ссылку на наш сайт не поставили...
- Примут ли участие в нем члены ЗСХ? Т.С. Может быть придут в качестве зрителей. Приглашение мы им отослали. А.Б. Спасибо за вопросы, ждем всех на фестивале!
Пресс-релиз
В словосочетании "Зеленоградский фестиваль уличного перформанса" самым удивительным словом является слово "зеленоградский". Последние пять лет актуальное искусство активно завоевывало себе место под солнцем, постепенно превращаясь из маргинального, не всегда понятного, странного и иногда пугающего явления в важнейшую часть современной культурной жизни. Процесс этот затрагивал в первую очередь крупные российские города, но благополучно обходил стороной навсегда застывший между Москвой и "не Москвой" Зеленоград. По вполне понятным социальным, культурным и географическим причинам, все новейшие художественные веяния не оказывали никакого влияния на местную художественную ситуацию. Нас практически не коснулся нонконформизм 1960-х, не говоря уже о московском концептуализме 1970-х и брутальном московском акционизме 1990-х. Сейчас новейшие средства коммуникации, объявив войну географии, уничтожили расстояния. Общение между близкими по духу людьми упростилось до предела, а информация о последних событиях мировой художественной культуры стала общедоступной. Еще сложно осознать все последствия информационной революции для местной художественной ситуации, но одно очевидно - назад дороги нет. Фестиваль уличного перформанса в Зеленограде, совершенно немыслимый еще год назад, был бы невозможен без интернета и других цифровых технологий, как был бы невозможен без появления нового поколения художников, родившихся в 1980-ые годы. Можно констатировать, что в Зеленограде меньше чем за год спонтанно сложилось художественное сообщество нового типа, ориентированное на базовые ценности актуального искусства: открытость, инновацию, коммуникацию. В отличие от "Молодых художников г. Зеленограда", выставивших несколько месяцев назад свои работы на одноименной выставке в префектуре, участники "Первого зеленоградского фестиваля уличного перформанса" не заканчивали художественных школ и вузов. Среди них практически нет живописцев и графиков. Они входят в искусство с черного хода, как почти все великие художники конца ХХ века и еще заявят о себе.
Программа фестиваля: Начало / Авторы / Название перформанса
1. 14:00 - Дмитрий Вяхирев, Александр Печеркин - "VIP-места" 2. 14:10 - Виктор Петрук, CHEAT: - "Фантасмагория временного континуума" 3. 14:20 - Тимофей Сорокин - "Самопровозглашение художника" 4. 14:25 - Ольга Ушакова - "Скрип души" 5. 14:33 - Алексей Алексеев - "Двойное удовольствие" 6. 14:45 - Лия Гуревич, Катерина Джаошвили, Ольга Куликова - "Реставрация" 7. 14:56 - Алексей Звероловлев - "Юккер в Зеленограде" 8. 15:07 - Вячеслав Боков - "Нет трансгенам в детском питании" 9. 15:18 - Александр Кулик - "Медкомиссия" 10. 15:28 - Александр Бернс - "Розовое - хит сезона!" 11. 15:43 - Виктор Петрук, CHEAT: - "ИщУщие вместе" 12. 15:55 - Максим Макаренко - "Магазинчик счастья"