Зеленоград on-line

Web-журнал Игоря Розова и Вячеслава Русина

 

Аутсайдеры

Печальные глаза зеленоградской богемы

...А существует ли в городе богема - люди, чья душа не смердит, разрушенная корыстью, бессеребренники, беспечные художники, сумевшие сохранить верность иллюзиям, которые с таким наслаждением разрушает жизнь?
Иногда кажется, что нет. Нынешнее время не благосклонно к ним. Высокое и низкое - все стало частью досуга, товаром, который необходимо продать. Под Моцарта рекламируют ботинки; но и тому, чей талант бесконечно мал, тоже надо искать, где себя пристроить. То ли дело раньше - в щадящих восьмидесятых - НИИ, сто тридцать рублей зарплата, странные друзья, странные разговоры, встречи под гитару, портвейн и сладкое чувство своей непризнанности. Точнее, в невозможности признания такого как ты. Власть, словно глухой забор, огородила твой талант от других, и таким же ленивым мечтателям, как ты, не надо объяснять, почему ты на обочине. Сегодня не то. Ты можешь оттачивать слог или демонстрировать голую задницу, но пока за это не платят, ты просто убиваешь время - ты жалкий дурак.
Герои “потерянного поколения” из того времени, отнявшего у них свободу, приплыли в это, где свобода им ничего не дала. Их непризнанность - фиговый листок, сорванный ветром, и чувство такое, что им все время хочется прикрыть свой ничтожный срам рукой...
А может, все так и должно быть и исторические перемены не такая страшная беда?
“Жизнь это трагедия, исход которой предрешен” - написал Хэмингуэй, узнавший об этой жизни почти все.
 
Один из моих героев - Л.. Мы встречаемся с ним у фонтана. Ему тридцать восемь, обременен семьей. До реформ работал на одном из зеленоградских предприятий, рисовал авангардистские картины (с политико-сюрреалистическим уклоном), даже принимал участие в парочке московских скандальных выставок. Однако большой известности не приобрел, поэтому вынужден был искать как зарабатывать на хлеб: торговал провонявшим иностранным потом комиссионным тряпьем, бегал по разным конторам рекламным агентом... Сейчас выставляет в разных салонах всякую “халтурку” - “ходовые” пейзажики, да еще подрабатывает в Москве, на какую-то жуликоватую фирму, связанную с продажей антиквариата.
На встречу Л. приходит не один. Рядом его собака, с длинным, как студенческий тубус, телом и печальными глазами-сливами. Похоже, эта собака такой же пессимист, как и ее хозяин...
 
- Сейчас на живописи особенно не заработаешь, если, конечно, ты не раскручен и тебя хоть чуть-чуть не знают за границей. Сам видишь, что происходит - рынок переполнен всяким “ширпотребом”, конкуренция страшная... А для того, чтобы тебя узнали на западе, нужен скандал - так, во всяком случае, большинство думает. Поэтому, мне лично, тошно от всех этих сегодняшних альтернативщиков - каждый изгаляется, как может, лишь бы только привлечь к себе внимание...
- То есть, ты хочешь сказать, что сегодня мало кого волнуют цели искусства?
- Какое искусство? Шутишь? Просто есть люди, которые зарабатывают деньги - такие мафиозные “антрепренеры”- кому-то создают имя, а потом, после рекламной шумихи, продают товар всяким олухам. Остальные, в кого эти “антрепренеры” еще не вложили, выделываются, как я уже сказал, как могут - демонстрируют на выставках всякие гениталии, ходят по Москве голыми... Те, кто поскромнее, ищут новые изобразительные материалы - вместо масляной краски используют всякую дрянь - перышки, соломинки разные...
- Значит, искусство сегодня целиком завязано на рынок?
- Ну, не все, конечно, но большинство тех, кто им сейчас занимается, ориентируются на спрос... Вот у меня был знакомый - им в свое время заинтересовались греки... Потом мода на русских прошла и его картины стали никому не нужны - там и своих халтурщиков хватает. Теперь живопись почти забросил, торгует обувью...
- А как же духовные искания?
- Знаешь, я лично думаю, что после всей этой перестройки, интеллигенция просто тихо сошла со сцены. Духовные искания больше никому не нужны - ни в России, ни тем более на Западе. Для нас и так все стало ясным - Бога нет, светлое будущее не состоится, осталось только одно - выживание. Хотя, когда Михалков говорит, что русскому человеку нужно знать не как жить, а для чего жить, то он, вероятно, прав. Может, потому, что народу оставили только одну цель - выживание, все и происходит с точностью до наоборот - вымирание, наркомания страшная...
- А разве искусство не может что-то изменить в такой жизни?
- Сейчас Россия напоминает Римскую империю времен упадка. Не знаю, выберемся ли мы теперь из этой выгребной исторической ямы... А если выберемся, то все у нас будет точно как на Западе - да это уже произошло - толпы прозомбированных масс-культурой обывателей, которых веселят шоумены. Мне почему-то кажется, что слой людей, которые ищут смысл и подлинную красоту, становится все меньше...
 
В. Стеклов
 

 

 

Home / Калейдоскоп / Гостиная / Спорт / Музыка / Фантастика / Литературный полигон / Магическое зеркало / Исторические сенсации / Копилка анекдотов / Фотоальбом / Почта и ЧАТ / Реклама на сайте / Наши баннеры

Copyright © 1999-2000 Игорь Розов и Вячеслав Русин (составление, тексты, HTML)
Copyright © 1999-2000 ПоЛе дизайн (дизайн)