- нам пишут:
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О
ЗЕЛЕНОГРАДЕ
- ...Бытие любого города
многогранно и многообразно, среди всех его
многочисленных сторон имеется одна, мыслями о
которой хотелось бы поделиться, - речь идет о
культурной стороне жизни. Культурной стороной
нельзя пренебрегать - она так же необходима, как и
любая другая. Это старая истина, но в Зеленограде,
судя по всему, она в диковинку.
-
- Одна из самых печальных
особенностей нашего своеобразного города
заключается в том, что Зеленоград еще только
открывает истины, давно уже ставшие избитыми в
других городах, во многом отстающих от нас. Это
происходит потому, что Зеленоград никогда не
развивался как любой другой город. Являясь
одновременно и частью столицы, и провинцией, мы -
ни то, ни другое, у нас нет никаких традиций.
Находясь как бы вне времени, Зеленоград никогда
не был затронут процессом становления
российской культуры.
-
- Ни развитие общественной мысли,
ни события истории, вознесшие Россию до той
высоты, на которой стоит ее культурное наследие,
не оказали на Зеленоград никакого влияния. То,
что в других городах давно составило основу
культурной почвы, для нас лишь игра воображения и
полет фантазии. Здесь отсутствует сама эта
почва...
Мы, зеленоградцы, похожи на
чужестранцев. Квартиры служат нам лишь ночлегом,
в своих семьях мы - постояльцы, в других городах -
кажемся проезжими, но проезжие сильнее привязаны
к своим дорогам, чем мы к Зеленограду.
-
- У каждого города, как у каждого
человека, бывает период бурных волнений,
беспокойств, бездумной и бесцельной
деятельности. Это время сильных ощущений,
широких замыслов, больших свершений. Через такой
период прошли все города. Именно этому периоду
жители городов обязаны своими удивительными
легендами и преданиями, героическими событиями в
своей истории, своей поэзией, своими
плодотворными и глубокими мыслями. Это
необходимая основа всякого общества. Иначе в
исторической и культурной памяти жителей
городов не было бы ничего, чем они могли бы
дорожить, что могли бы любить; они были бы
привязаны лишь к праху земли, на которой живут.
Это замечательное время в истории города - его
юность, эпоха, память о которой доставляет
радость и наполняет смыслом жизнь. У нас ничего
этого нет.
С чего начался Зеленоград - с
промышленных выселок, с инженеров-практиков, с
контроля КГБ, дух которого унаследовала наша
администрация, - такова печальная история
юности нашего города.
-
- У нас в городе совсем не было
периода бурной деятельности, взрыва творческих и
духовных сил. Эпоха нашей социальной жизни,
соответствующая этому возрасту, была заполнена
тусклым существованием, лишенным силы и энергии.
В памяти жителей Зеленограда нет ни ярких
воспоминаний, ни будоражащих воображение
образов, ни легенд, ни преданий. Окиньте взглядом
все годы существования Зеленограда, все
занимаемое городом пространство, - вы не найдете
ни одного привлекательного воспоминания, ни
одного памятника, который властно говорил бы Вам
о прошлом, который живо и картинно воссоздавал бы
его перед Вами. Зеленоград живет только
настоящим в самых тесных его пределах, без
прошлого и будущего, среди мертвого застоя.
-
- Древние города живут могучей
памятью прошедших веков и общением с другими
городами. Именно поэтому каждый житель такого
города проникнут сознанием своей связи со всей
Россией. Зеленоград же, придя в мир, подобно
незаконнорожденному ребенку, без наследства, без
связи с людьми, жившими на земле раньше нас, не
хранит в сердцах жителей ничего из того, что
предшествовало их собственному существованию.
Каждому из зеленоградцев приходится самому
связывать порванную нить родства. Что
у жителей других городов обратилось в привычку, в
инстинкт, то нам приходится насильно вбивать в
головы.
-
- Годы ранней юности, проведенные
Зеленоградом в неподвижности, не оставили
никакого следа в душе города, у нас нет ничего
индивидуального, на что могла бы опереться наша
мысль. Обособленные странной судьбой от
культурного процесса, мы также ничего не
восприняли и из преемственного культурного
наследия. Между тем, именно из него вытекает
культурное развитие любого общества.
-
- Все русские города имеют общие
черты, некоторое семейное сходство. Есть связь,
соединяющая их всех в одно целое и хорошо видимая
каждому, кто вник в их общую историю. Кроме общего
характера, у каждого из этих городов есть еще
свой личный характер, но и тот, и другой всецело
сотканы из истории и традиции. Они составляют
преемственное культурное наследие этих городов.
Каждый отдельный человек пользуется там своею
долей этого наследия, без труда и чрезмерных
усилий он набирает себе в жизни запас этих знаний
и навыков и извлекает из них свою пользу.
Сравните сами и скажите, имеем ли мы у себя такое
наследие?
Именно оно составляет атмосферу России; это -
больше, чем история, больше, чем сама культура.
Чем вы замените это в Зеленограде? Нельзя не
видеть, что такое странное положение города,
культурный процесс которого не примыкает ни к
какому ряду культурных событий, постепенно
развивавшихся в обществе и медленно выраставших
одно из другого, и участие которого в общем
культурном процессе ограничивалось лишь слепым,
поверхностным и часто неискусным подражанием,
должно влиять на каждого горожанина.
-
- Поэтому Вы видите, что всем
нам недостает гуманитарности, культурной
грамотности, у нас нет развитых талантов. Наши
лучшие таланты страдают чем-то большим, чем
просто неразвитость. Лучшие находки, за
отсутствием умения, желания и возможности их
выразить, превращаются в ничто, теряются.
Человеку свойственно теряться, когда он не
находит способа привести себя в связь с тем, что
ему предшествует, и с тем, что за ним следует. Он
лишается тогда всякой твердости, всякой
уверенности. Такие люди встречаются во всех
городах; у нас же это общая черта.
-
- Приезжие обращают внимание на
нашу интеллигентность, особенно
распространенную в среде инженеров; но, наблюдая
лишь отдельные проявления зеленоградского
характера, они не в состоянии судить о целом. Они
не видят, что то же самое начало, благодаря
которому мы бываем так интеллигентны, делает нас
неспособными к искренности и
доброжелательности; они не видят, что этому
пристрастию к интеллигентности соответствует в
нас такое же пристрастие к двуличности и
лицемерию, и что именно это лишает нас всех
стимулов, которые толкают людей на пути
совершенствования.
- Соединяя в себе
главные части России, столицу и провинцию,
являясь и Москвой, и областью, мы должны были бы
соединить в себе оба великих начала духовной
природы: культуру и народность, и таким образом
совместить в нашем городе историю всей страны. Но
не эта роль была суждена Зеленограду.
Исторический опыт для нас не существует;
поколения и годы протекли без пользы для нас.
Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий
закон человечества отменен по отношению к нам.
Одинокие в русской культуре, мы ничего не дали ей,
ничему не научили ее; мы не дали ей ни одного
шедевра, ничем не содействовали развитию
талантов, и все, что нам досталось от этого
развития, мы исказили. С первой минуты
общественного существования Зеленограда мы
ничего не сделали для культурного блага города;
ни один заметный талант не родился на нашей
бесплодной почве; ни одна большая истина не вышла
из нашей среды.
-
- Странное дело: даже в
общественной жизни, объемлющей все, наша история
ни к чему не примыкает, ничего не поясняет, ничего
не доказывает. Если бы не протянулась в 91-м году
по Ленинградскому шоссе живая цепь от
Зеленограда до Москвы, нам едва ли была бы
отведена страница в российской истории. Если бы
не двуличный статус Зеленограда, нас и не
заметили бы. В нашей крови есть что-то враждебное
всякому культурному развитию...
-
- ...Прекрасная вещь -
любовь к малой родине, но есть еще нечто более
прекрасное - это любовь к истине. Прошлое
Зеленограда не указывает пути, по которому город
должен развиваться, традиции Зеленограда
бессильны создать его будущее. Самой глубокой
чертой нашего исторического облика является
отсутствие самостоятельности в нашем социальном
развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите,
что каждый важный факт истории Зеленограда
пришел извне, каждая новая идея почти всегда
заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего
обидного для патриотических чувств; если оно
верно, его следует принять - вот и все.
-
- История любого города
представляет собой не только вереницу следующих
друг за другом событий, но и цепь связанных друг с
другом культурных откликов. Каждый факт должен
отражаться в культуре; через события должна
нитью проходить мысль: тогда факт не потерян, он
остался в умах, отпечатался в сердцах, и никакая
сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту
историю создает не историк, а сила вещей. Историк
приходит, находит историю и рассказывает ее; но
придет он или нет, она все равно существует, и
каждый живущий в историческом пространстве, как
бы ни был он незаметен и ничтожен, носит ее в
глубине своего существа. Именно этой истории мы и
не имеем.
-
- Возможно, конечно, фанатичные
патриоты Зеленограда будут время от времени
откапывать диковинки для краеведческого музея; однако стоит
усомниться, что им удастся когда-нибудь извлечь
из зеленоградской исторической почвы нечто
такое, что могло бы заполнить пустоту наших душ и
дать плотность нашему расплывчатому сознанию.
Взгляните на Москву: там нет события, которое не
было бы в некотором смысле безусловной
необходимостью и которое не оставило бы глубоких
следов в сердцах горожан. А почему? Потому что за
каждым событием вы находите там культурный
отклик, потому что история Москвы - это история
одного из крупнейших культурных центров Европы,
стремящегося воплотиться в искусстве, науке, в
личной жизни и в обществе. И оттого - сколько
борозд провела эта история в сознании жителей
древнего города, как разрыхлила она ту почву, на
которой действует человеческий ум!
-
- Мы живем на окраине Москвы - это
верно, и тем не менее мы никогда не принадлежали к
Москве. У Москвы - своя история, не имеющая ничего
общего с нашей. Ей присущ, как мы только что
видели, плодотворный культурный отклик, из
которого следует громадное развитие разума,
исполняющего свое назначение с удивительной
силой. У нас нет ничего подобного. Исторический
закон, традиция, никогда не получал у нас
исключительного господства; жизнь никогда не
устраивалась у нас подобным образом. Мы
просто провинциальный город, как по культуре, так
и по устройству жизни, мы очень далеки от
изогнутых переулков Москвы и гранитных
набережных Петербурга. Многие зеленоградцы,
правда, постоянно ездят в Москву, но наши центры
не там, не там наша жизнь, и она никогда там не
будет.
-
- Дело в том, что мы еще никогда не
рассматривали историю Зеленограда с философской
точки зрения. Историческое бытие Зеленограда не
было должным образом характеризовано, ни одно из
событий в его истории не было добросовестно
оценено; отсюда все странные фантазии, все
ретроспективные утопии, все славословицы
"зеленому граду", которые так волнуют
зеленоградские патриотические умы.
-
- Пора бросить ясный взгляд на наше
прошлое, чтобы узнать, как мы должны к нему
относиться. Мы никогда не жили под роковым
давлением логики времен; мы имеем пока только
патриотические инстинкты. Мы еще очень далеки от
сознательного патриотизма жителей древних
городов... Наши умственные силы еще не
упражнялись на серьезных вещах; до сегодняшнего
дня у нас почти не существовало умственной
гуманитарной работы.
-
- Пётр Яковлевич
- 18.05.02
-
- От редакции: письмо
приводится в сокращенном виде.