Задай свой вопрос группе "КультУрны"

Каталог зеленоградских Интернет-ресурсов



содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

ПоЛе дизайн - изготовление сайтов и баннеров

Зеленоградский коммерческий справочник

    КАЛЕЙДОСКОП

нам пишут:
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗЕЛЕНОГРАДЕ
Зеленоград. Скульптура у ДК. Фото Вячеслава Русина...Бытие любого города многогранно и многообразно, среди всех его многочисленных сторон имеется одна, мыслями о которой хотелось бы поделиться, - речь идет о культурной стороне жизни. Культурной стороной нельзя пренебрегать - она так же необходима, как и любая другая. Это старая истина, но в Зеленограде, судя по всему, она в диковинку.
 
Одна из самых печальных особенностей нашего своеобразного города заключается в том, что Зеленоград еще только открывает истины, давно уже ставшие избитыми в других городах, во многом отстающих от нас. Это происходит потому, что Зеленоград никогда не развивался как любой другой город. Являясь одновременно и частью столицы, и провинцией, мы - ни то, ни другое, у нас нет никаких традиций. Находясь как бы вне времени, Зеленоград никогда не был затронут процессом становления российской культуры.
 
Ни развитие общественной мысли, ни события истории, вознесшие Россию до той высоты, на которой стоит ее культурное наследие, не оказали на Зеленоград никакого влияния. То, что в других городах давно составило основу культурной почвы, для нас лишь игра воображения и полет фантазии. Здесь отсутствует сама эта почва...
Мы, зеленоградцы, похожи на чужестранцев. Квартиры служат нам лишь ночлегом, в своих семьях мы - постояльцы, в других городах - кажемся проезжими, но проезжие сильнее привязаны к своим дорогам, чем мы к Зеленограду.
 
У каждого города, как у каждого человека, бывает период бурных волнений, беспокойств, бездумной и бесцельной деятельности. Это время сильных ощущений, широких замыслов, больших свершений. Через такой период прошли все города. Именно этому периоду жители городов обязаны своими удивительными легендами и преданиями, героическими событиями в своей истории, своей поэзией, своими плодотворными и глубокими мыслями. Это необходимая основа всякого общества. Иначе в исторической и культурной памяти жителей городов не было бы ничего, чем они могли бы дорожить, что могли бы любить; они были бы привязаны лишь к праху земли, на которой живут. Это замечательное время в истории города - его юность, эпоха, память о которой доставляет радость и наполняет смыслом жизнь. У нас ничего этого нет.
С чего начался Зеленоград - с промышленных выселок, с инженеров-практиков, с контроля КГБ, дух которого унаследовала наша администрация, - такова печальная история юности нашего города.
 
У нас в городе совсем не было периода бурной деятельности, взрыва творческих и духовных сил. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым существованием, лишенным силы и энергии. В памяти жителей Зеленограда нет ни ярких воспоминаний, ни будоражащих воображение образов, ни легенд, ни преданий. Окиньте взглядом все годы существования Зеленограда, все занимаемое городом пространство, - вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного памятника, который властно говорил бы Вам о прошлом, который живо и картинно воссоздавал бы его перед Вами. Зеленоград живет только настоящим в самых тесных его пределах, без прошлого и будущего, среди мертвого застоя.
 
Древние города живут могучей памятью прошедших веков и общением с другими городами. Именно поэтому каждый житель такого города проникнут сознанием своей связи со всей Россией. Зеленоград же, придя в мир, подобно незаконнорожденному ребенку, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, не хранит в сердцах жителей ничего из того, что предшествовало их собственному существованию. Каждому из зеленоградцев приходится самому связывать порванную нить родства. Что у жителей других городов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится насильно вбивать в головы.
 
Годы ранней юности, проведенные Зеленоградом в неподвижности, не оставили никакого следа в душе города, у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль. Обособленные странной судьбой от культурного процесса, мы также ничего не восприняли и из преемственного культурного наследия. Между тем, именно из него вытекает культурное развитие любого общества.
 
Все русские города имеют общие черты, некоторое семейное сходство. Есть связь, соединяющая их всех в одно целое и хорошо видимая каждому, кто вник в их общую историю. Кроме общего характера, у каждого из этих городов есть еще свой личный характер, но и тот, и другой всецело сотканы из истории и традиции. Они составляют преемственное культурное наследие этих городов. Каждый отдельный человек пользуется там своею долей этого наследия, без труда и чрезмерных усилий он набирает себе в жизни запас этих знаний и навыков и извлекает из них свою пользу. Сравните сами и скажите, имеем ли мы у себя такое наследие?
Именно оно составляет атмосферу России; это - больше, чем история, больше, чем сама культура. Чем вы замените это в Зеленограде? Нельзя не видеть, что такое странное положение города, культурный процесс которого не примыкает ни к какому ряду культурных событий, постепенно развивавшихся в обществе и медленно выраставших одно из другого, и участие которого в общем культурном процессе ограничивалось лишь слепым, поверхностным и часто неискусным подражанием, должно влиять на каждого горожанина.
 
Поэтому Вы видите, что всем нам недостает гуманитарности, культурной грамотности, у нас нет развитых талантов. Наши лучшие таланты страдают чем-то большим, чем просто неразвитость. Лучшие находки, за отсутствием умения, желания и возможности их выразить, превращаются в ничто, теряются. Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним следует. Он лишается тогда всякой твердости, всякой уверенности. Такие люди встречаются во всех городах; у нас же это общая черта.
 
Приезжие обращают внимание на нашу интеллигентность, особенно распространенную в среде инженеров; но, наблюдая лишь отдельные проявления зеленоградского характера, они не в состоянии судить о целом. Они не видят, что то же самое начало, благодаря которому мы бываем так интеллигентны, делает нас неспособными к искренности и доброжелательности; они не видят, что этому пристрастию к интеллигентности соответствует в нас такое же пристрастие к двуличности и лицемерию, и что именно это лишает нас всех стимулов, которые толкают людей на пути совершенствования.
Соединяя в себе главные части России, столицу и провинцию, являясь и Москвой, и областью, мы должны были бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: культуру и народность, и таким образом совместить в нашем городе историю всей страны. Но не эта роль была суждена Зеленограду. Исторический опыт для нас не существует; поколения и годы протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в русской культуре, мы ничего не дали ей, ничему не научили ее; мы не дали ей ни одного шедевра, ничем не содействовали развитию талантов, и все, что нам досталось от этого развития, мы исказили. С первой минуты общественного существования Зеленограда мы ничего не сделали для культурного блага города; ни один заметный талант не родился на нашей бесплодной почве; ни одна большая истина не вышла из нашей среды.
 
Странное дело: даже в общественной жизни, объемлющей все, наша история ни к чему не примыкает, ничего не поясняет, ничего не доказывает. Если бы не протянулась в 91-м году по Ленинградскому шоссе живая цепь от Зеленограда до Москвы, нам едва ли была бы отведена страница в российской истории. Если бы не двуличный статус Зеленограда, нас и не заметили бы. В нашей крови есть что-то враждебное всякому культурному развитию...
 
...Прекрасная вещь - любовь к малой родине, но есть еще нечто более прекрасное - это любовь к истине. Прошлое Зеленограда не указывает пути, по которому город должен развиваться, традиции Зеленограда бессильны создать его будущее. Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие самостоятельности в нашем социальном развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт истории Зеленограда пришел извне, каждая новая идея почти всегда заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего обидного для патриотических чувств; если оно верно, его следует принять - вот и все.
 
История любого города представляет собой не только вереницу следующих друг за другом событий, но и цепь связанных друг с другом культурных откликов. Каждый факт должен отражаться в культуре; через события должна нитью проходить мысль: тогда факт не потерян, он остался в умах, отпечатался в сердцах, и никакая сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту историю создает не историк, а сила вещей. Историк приходит, находит историю и рассказывает ее; но придет он или нет, она все равно существует, и каждый живущий в историческом пространстве, как бы ни был он незаметен и ничтожен, носит ее в глубине своего существа. Именно этой истории мы и не имеем.
 
Возможно, конечно, фанатичные патриоты Зеленограда будут время от времени откапывать диковинки для краеведческого музея; однако стоит усомниться, что им удастся когда-нибудь извлечь из зеленоградской исторической почвы нечто такое, что могло бы заполнить пустоту наших душ и дать плотность нашему расплывчатому сознанию. Взгляните на Москву: там нет события, которое не было бы в некотором смысле безусловной необходимостью и которое не оставило бы глубоких следов в сердцах горожан. А почему? Потому что за каждым событием вы находите там культурный отклик, потому что история Москвы - это история одного из крупнейших культурных центров Европы, стремящегося воплотиться в искусстве, науке, в личной жизни и в обществе. И оттого - сколько борозд провела эта история в сознании жителей древнего города, как разрыхлила она ту почву, на которой действует человеческий ум!
 
Мы живем на окраине Москвы - это верно, и тем не менее мы никогда не принадлежали к Москве. У Москвы - своя история, не имеющая ничего общего с нашей. Ей присущ, как мы только что видели, плодотворный культурный отклик, из которого следует громадное развитие разума, исполняющего свое назначение с удивительной силой. У нас нет ничего подобного. Исторический закон, традиция, никогда не получал у нас исключительного господства; жизнь никогда не устраивалась у нас подобным образом. Мы просто провинциальный город, как по культуре, так и по устройству жизни, мы очень далеки от изогнутых переулков Москвы и гранитных набережных Петербурга. Многие зеленоградцы, правда, постоянно ездят в Москву, но наши центры не там, не там наша жизнь, и она никогда там не будет.
 
Дело в том, что мы еще никогда не рассматривали историю Зеленограда с философской точки зрения. Историческое бытие Зеленограда не было должным образом характеризовано, ни одно из событий в его истории не было добросовестно оценено; отсюда все странные фантазии, все ретроспективные утопии, все славословицы "зеленому граду", которые так волнуют зеленоградские патриотические умы.
 
Пора бросить ясный взгляд на наше прошлое, чтобы узнать, как мы должны к нему относиться. Мы никогда не жили под роковым давлением логики времен; мы имеем пока только патриотические инстинкты. Мы еще очень далеки от сознательного патриотизма жителей древних городов... Наши умственные силы еще не упражнялись на серьезных вещах; до сегодняшнего дня у нас почти не существовало умственной гуманитарной работы.
 
Пётр Яковлевич
18.05.02
 
От редакции: письмо приводится в сокращенном виде.

Обсудите статью в зеленоградском чате

 
 

в выпусках:

Зеленоградский бизнес в Интернете-4

Успехи государственного телевидения

Что будет в Зеленограде и Москве?

Новости: Сансара, Сегодня Ночью, Мангол

Wolfenstein. Return to Castle

Поход за водкой

Дефицит амбициозных

Купить и отравиться

Футбол. ЧМ-2002. Стадионы Японии

Стамбул. Экскурсия контрастов

Горетовские рассказы

 

 

Copyright © 1999-2002 Игорь Розов и Вячеслав Русин
Design © 2000 Изготовлено ПоЛе дизайн

ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.